Нанесение инициалов президента на цепочки к нательным крестам, которые уже сегодня освещают в церквях, стало последним ритуальным штрихом к оформлению духовно-государственной концепции, созданной по образу и подобию полноценного религиозного течения, которое называется "Русский мир". Обретение символом веры новых инициалов неслучайно произошло в Рождество – символизм момента должен подчеркнуть масштаб политического чуда.
После разгрома института церкви в начале ХХ века советская власть планомерно выстраивала рамку новой веры, заменив Храм Господень на Мавзолей, на трибуне которого стояли апостолы из ВКП(б), Адама и Еву - на Рабочего и Колхозницу, райский сад - на ВДНХ, а жизнь вечную – на коммунистическую утопию. Погибшие революционеры в концепте новой политической религии играли роль мучеников. Несмотря на то, что Россия считалась страной очень религиозной, набожный народ принял правила новой власти. К тому же народу было страшно: к 1941 году насчитывалось порядка 350 000 репрессированных за веру, в том числе не менее 140 000 священнослужителей. Только в 1937 году 80 000 из них было расстреляно. Вера в советском человеке осталась, только к православию отношения она не имела.
Исторические обстоятельства ХХ века сложились так, что сегодняшняя церковь, скорее, наследует традиции РПЦ времен Иосифа Сталина, нежели религиозного института, построенного на Библии, и идет по стопам древнего Египта времен правления фараонов, Вавилона и Рима, где верховный правитель был признан живым богом, которому дано право отправлять подданых на смерть. Поздний советский опыт диалога с религией привел власть к созданию церковного института, который она лично курировала: при Совете министров СССР существовал Совет по делам религий, во главе которого стоял генерал КГБ. Среди церковных иерархов не было конкурсов "Лидеры России", но социальный лифт для них ехал вверх только по правилам, установленным властью.
Традиция политической лояльности церкви имеет не только свои корни, но и мотивы – государство отвечает взаимностью, если считает нужным. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сегодня архиепископ Сыктывкарский Питирим читает стих "Ведет, как Моисей, нас Путин, Он в сердце Дух Христов хранит". Но исторический контекст диктует и правила духовного наставления - вместо христианской идеи любви звучит "ода смерти". Протоиерей Ткачев учит крестить артиллерийские снаряды, а Митрополит Мурманский Митрофан напоминает: "Если вам представится благоприятный случай умереть, не задумываясь совершайте этот шаг, потому что неизвестно, представится ли вам еще такой случай". Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского, так и вовсе наделяет государство правами Бога: "Либералы сейчас скажут: "Нет, даже правитель не имеет права лишать жизни". Нас к этому долго приучали. Но Священное Писание говорит совершенно об обратном".
СВО официально названа РПЦ "священной войной" в "Наказе" ХХV Всемирного русского народного собора. В этом же документе определен высший смысл и духовная миссия "Русского мира", границы которого "существенно шире государственных границ нынешней Российской Федерации" Герои СВО также приравнены церковью к мученикам, и президент встречает Рождество в окружении "новой элиты", это – его апостолы. Формирование нового религиозного нарратива завершено нанесением инициалов ВВП на крест.
Неслучайно именно в канун Рождества в небе над Россией уничтожен Санта Клаус, он явно лишний на этом празднике жизни. Интересно, что удар ракеты по саням Николая Чудотворца в ролике сопровождается музыкальным проигрышем из песни "Никого не будет в доме", написанной на слова Бориса Пастернака. В финале этого стихотворения Пастернак живописует явление Христа, облаченного в белые одежды. Он всех и рассудит. Непременно.
! Орфография и стилистика автора сохранены