Вчера в переполненном лондонском театре “Табернакл” спокойно, доверительно разговаривал с аудиторией Виктор Шендерович. Его долго не отпускали, он очень хорошо читал отрывки из своих пьес. В фойе продавалась его новая книга “Ежи Лец ХХ век”: уникальный альбом для моментального включения мысли и философского настроя. Например, черно-белая фотография мальчишек в одежде 30-40-х, весело играющих на старом кладбище в Глазго. Один прыгает через высокий могильный камень, словно через гимнастического "козла". И афоризм Ежи Леца рядом, направляющий метафору в русло осмысления истории ХХ века: "Я говорю такие старые истины, что человечество их уже не помнит". Такое забвение очень опасно. Кто-то должен их повторять.
Еще одной иллюстрацией этого афоризма показалась непременная записка из зала (этот вопрос в Лондоне задают всем, кто ОТТУДА): “Вы верите, что Россия когда-нибудь будет свободной?”
ШЕНДЕРОВИЧ: “Это не вопрос веры, это вопрос усилий. Колесико “настройки” освещения крутится: то светлее, то темнее. В сторону “темнее”- крутится легче. Метафора не новая, но приведение себя в порядок требует усилий: принять душ, дезодорантом освежиться, почистить зубы. А чтобы начать пахнуть, никаких усилий не надо. Ничего вообще делать не надо - и начнешь пахнуть. Оно само. Потом начнешь почесываться с удовольствием. А потом выясняется, что наш запах - это наша идентичность. Если помыться, идентичность смоешь. Давай-ка мы будем отличаться от всех, и пахнуть как-то по-особому. Но пахнет от всех в этой ситуации одинаково.
“Особый путь” это расслабиться и опустить уровень гигиены. Как говорил Искандер, “некоторые путают коллективную вонь с величием духа”.
Надо повышать санитарные нормы. Это не предмет веры, а предмет усилий.
Отчаиваться не надо. Дании из России не получится, но можно стараться сделать так, чтобы не получилось Эфиопии. Все эти сказки про какой-то не годящийся для демократии русский народ - это ерунда. Вы знаете по себе - русский народ в рамках иной нормы оказывается вполне успешным. И я наблюдаю совершенно замечательное поколение бывшей российской молодежи за границей.
Нормы мы упустили сами.
Прекрасный историк, пушкинист Натан Эйдельман (1930-1989) сказал, что свободы в России длятся всегда 10-12 лет. Он совершенно точно предсказал срок новой свободы в нашей византийской феодальной норме.
Человек рождается голеньким и с пустенькой головой. Попадет к волкам - вырастет волком.
Все зависит от принятой нормы.
Меняется норма - меняются люди.
Крайности редки. Академик Сахаров - высшая граница диапазона, Чикатилло (массовый убийца) - низшая. А посередине - обычный, нормальный народ. И каким будет этот народ, зависит от того, какие приняты нормы.
Народ Гете превратили в народ Геббельса за 4 года. Ужас холокостов заключается в том, что убивать тебя будут соседи по лестничной клетке.
Была одна норма - и с этими соседями можно было оставить детей, а потом выяснилось, что в тебя можно плюнуть, потом- что можно разбить твое окно, а потом выяснилось, что тебя можно уничтожить, и это все будет в рамках новой нормы.
И все.
И стало ясно, что люди легко сползают к любой новой норме.
В 90-е в России академик Рыжов и профессор Афанасьев считались нормой, сейчас нормой считаются Сечин и Кадыров. А раз так, получите другие ориентиры и другую страну на выходе.
Но к народу никаких претензий быть не может. Это, по определению, бывает довольно оскорбительным словом. Я писал об этом, когда умер мой замечательный друг, писатель-фантаст из Красноярска, наследник Стругацких. Он умер в декабре 2014-го, а летом еще участвовал в марше мира против воины с Украиной. И вот, в сети появилось видео. Больной, грузный, 64-летний человек в плаще, шляпе, с палочкой тяжело поднимается на трибуну, а вокруг бушует улюлюкающая гопота, годящаяся ему во внуки. И он спокойно говорит им, почти ласково: “Ребятки, на каждой свадьбе, посреди загула, должен быть хотя бы один трезвый человек.” Его сгоняли, оскорбляли, улюлюкали. И мне тогда кто-то сказал: “Ну, что поделать? Это народ…”
Но если этому “народу” объяснять и говорить, что Михаил Успенский и подобные ему это честь и достоинство нации, и что его надо слушать, то кто-то из этих гопников начнет слушать. Не тот, так другой. Изменение нормы - вот чем нужно заниматься.
И не бояться быть маргиналом.
Если ты в меньшинстве, то, по крайней мере, ты в интеллектуальной безопасности. К своей маргинальности надо относиться с уважением, понимать, что ты в отличной компании, не бояться потерпеть поражение. Без истерик: “Ах, мы проиграли!”
Чаадаев проиграл, Герцен проиграл, Набоков проиграл, мы в хорошей компании!”
С нетерпением жду сценического дуэта Ады Роговцевой и Виктора Шендеровича в пьесе И.Иоаннесян/Н.Болтянской “Какого черта!” на сцене “Табернакла” (режиссер А. Маньковская) с 10 по 12 мая и постановки осенью в “Табернакле” лондонским режиссером Константином Каменским пьесы Виктора Шендеровича “Потерпевший Гольдинер”. Мне очень понравились отрывки из этой пьесы.
Я потом нашла и посмотрела это видео с наемной улюлюкающей гопотой в Красноярске и писателем, стоявшим перед ними беззащитным - с тростью, в шляпе и говорившим спокойно и бесстрашно...
А мне было на все это неимоверно тревожно и отвратительно смотреть.
Я давно не бывала в России...
"Флюгер был приколочен намертво, и ветер дул в указанном направлении". "Наши выборы - это расстановка стульев на "Титанике".
А это афоризмы не Леца, а Шендеровича. Два из многих - точных, умных, смешных.
Пора бы по сходной концепции выпустить и его собрание проиллюстрированных эпохой афоризмов. “Шендерович ХХI век”. Я абсолютно серьезно. И даже первую целиком метафорическую фотографию прилагаю. Нетрудно догадаться, какого корабля оркестр и пассажиры весело готовятся к путешествию...

Кто-то должен, обязательно должен оставаться трезвым среди всеобщего загула и повторять, и повторять, и повторять, пусть свистит и улюлюкает толпа, ЗАБЫТЫЕ ИСТИНЫ, чтобы не размыло потопом реваншистского "патриотизма" тоненький слой человечности.
Потому что если некому станет их повторять, повторится Зло.
А, может, и уже...
! Орфография и стилистика автора сохранены
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция






