Неожиданное обострение отношений между Турцией и рядом европейских стран, в первую очередь Нидерландами, похоже, стало невольной, но серьезной помехой для масштабного плана по дезинтеграции Европы, разработанного в Кремле. Назначенные на 15 марта выборы в голландский парламент до последнего дня сулили успех крайне правой партии Вильдерса, уступавшей в опросах либералам лишь 3-4%, однако скандал между Анкарой и Амстердамом, запретившим въезд в Нидерланды главе МИД Турции, дал повод политкорректному премьеру Марку Рютте выступить со столь жесткой отповедью хамским выпадам Эрдогана, что козырная карта националистов оказалась бита. Швейцарская и германская солидарность с голландцами еще более укрепили позиции европейских центристов. Как известно, "пост-Западная доктрина" Путина состоит в поддержке крайне правых и крайне левых политиков, ратующих за роспуск Евросоюза, что поможет, по расчетам Кремля, окончательно подорвать евроатлантическую солидарность, и без того поколебленную изоляционистским курсом Трампа и "Брекзитом". Обещанный полуфашистом Вильдерсом в случае его завтрашней победы "некзит", т.е. выход Нидерландов из ЕС, мог бы придать сил и шансов его парижской единомышленнице и давней клиентке Кремля Марин Ле Пен на президентских выборах во Франции в апреле-мае этого же года.
Путин все это время пытался сколотить вокруг себя альянс антилиберальных и попросту диктаторских режимов, видящих угрозу собственной власти в европейских ценностях и объединяющихся для отпора влиянию Запада. Именно в этом контексте на прошлой неделе в Кремле прошли переговоры Путина с президентами Турции и Азербайджана, что дало повод некоторым наблюдателям говорить о создании "тройственного союза" Москвы, Анкары и Баку. И вот в разгар этой сложной геополитической игры произошел явно незапланированный демарш Эрдогана, который может сорвать всю "операцию", еще более сплотив европейцев вокруг ЕС. По сути, голландские выборы как коса на камень нашли на предстоящий через месяц референдум в Турции по вопросу о наделении Эрдогана абсолютной властью, из-за чего, собственно, и собирались митинговать перед турецкой общиной в Голландии министры из Анкары. Возможно, если бы Эрдоган подождал пару дней со своими митингами в Европе, если б не проявил такой непреклонности да еще в столь хамской форме, обозвав голландцев "фашистами", ситуация развивалась бы в прежнем русле, Вильдерс мог вплотную приблизиться к Рютте, а Ле Пен увеличила бы отрыв от Макрона. Однако, похоже, что "турецкий гамбит" Эрдогана подпортил Путину всю игру. Рискну предсказать, что Рютте обойдет Вильдерса, Нидерланды останутся в ЕС, придав положительную инерцию победе либералов и евроцентристов над националистами и евроскептиками во Франции и Германии.
Тиранов часто подводит их собственная демагогия — привыкнув лгать и выслушивать льстивую ложь, они рано или поздно сами начинают в нее верить и поэтому попадают в собственноручно вырытую яму.
Если я не ошибусь и Нидерланды выстоят — значит ошибется Путин. И это будет конец еще одной большой игры в Европе. Бык больше не сможет ее похитить.